Оценка износостойкости радиального подшипника скольжения с учетом сжимаемости смазочного материала

Авторы

  • Болгова Екатерина Александровна ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
  • Мукутадзе Мурман Александрович ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
  • Харламов Павел Викторович ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»

Ключевые слова:

сжимаемость, оценка износостойкости, покрытие, адаптированный профиль, состояние, модифицированная конструкция, ламинарный режим, истинно вязкий смазочный материал, точные решения, осевая канавка

Аннотация

Статья посвящена оценке влияния на износостойкость учета сжимаемости смазочного матерела в рабочем зазоре модифицированной конструкции радиального подшипника скольжения. Получена новая математическая модель на основе общеизвестных уравнений: уравнения движения истинно-вязкого смазочного материала для случая «тонкого слоя», уравнения неразрывности и уравнения состояния. Получены новые модели, учитывающие новые ранее не учтенные факторы, такие как сжимаемость смазочного материала, полимерное покрытие на поверхности вала с осевой канавкой, адаптированный профиль опорной поверхности, которые позволяют произвести оценку, для инженерной практики, величины гидродинамического давления, нагрузочной способности, силы трения. Сравнительный анализ полученных результатов с уже имеющимися подтверждает правильность полученной модели. Важной особенностью новых моделей является разработка методики, которая позволяет проводить инженерные расчеты для модифицированной конструкции радиального подшипника скольжения. В рамках данной методики учитывается сжимаемость материала, который обладает истинно вязкими свойствами. Такой подход позволяет определить основные триботехнические параметры с высокой точностью. По итогам исследования существенно расширена возможность применения на практике результатов теоретических моделей, подтвержденных экспериментальными исследованиями, которые позволяют произвести оценку эксплуатируемых характеристик модифицированной конструкции радиального подшипника с учетом новых переменных факторов. doi 10.54708/19926502_2024_28410611

Биографии авторов

Болгова Екатерина Александровна, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»

аспирант кафедры «Высшая математика», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»

Мукутадзе Мурман Александрович, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Высшая математика» ФГБОУ ВО РГУПС

Харламов Павел Викторович, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»

доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Транспортные машины и триботехника» ФГБОУ ВО РГУПС

Загрузки

Опубликован

2025-08-01

Выпуск

Раздел

******************************